Городок Хилитла (Xilitla, San Louis Potosi) покоится среди тропических лесов на высоте около 680 метров над уровнем моря в восточной части горной гряды Сьерра Мадре, отдельные вершины которой вздымаются на 1400 метров.

Крутые обитаемые склоны гор, приютившие городок, богаты фруктовыми садами и кофейными плантациями. С любой точки взгляд упирается в лохматые зеленые горы, вершины которых обрамлены грозовыми тучами. Колокольня старинного монастыря, построенного в 1553 году испанскими миссионерами, величественно возвышается и господствует над этим горным пейзажем. Улочки Хилитлы проворно сбегают к торговому и культурному центру, представляющему собой площадь с расположенными на ней храмом, магазинчиками и лавками, где можно вкусно и дешево поесть, а также - приодеться и приобуться. Здесь можно найти отделения национальных банков, интернет-кафе, выпить чашечку кофе за столиком посреди деловой активности площади или попробовать местные тамалес длиной 120 см - вкуснейшие кукурузные блинчики, обернутые банановами листьями и заполненные свининой с одного конца и жареной курицей с другого.

Однако, Хилитла, затерянная в гористой сельве штата Сан Луис Потоси, хорошо известна среди художников, скульпторов, музыкантов, меценатов во многих странах мира и таит в себе замечательный сюрреалистический ландшафт - Лас Позас (Las Pozas), созданный эксцентричным аглийским миллионером, известным в те времена поэтом и меценатом Эдвардом Джеймсом, прибывшим в Хилитлу в 1947 году, познавшим радушие этой земли, влюбившимся в эти красочные пейзажи и оставшимся здесь на всю свою жизнь. Поэт-сюрреалист, самозваный архитектор и покровитель искусства Эдвард Джеймс любил облекать свои идеи в бетон, увековечивая их . Именно здесь он осуществил свою головокружительную мечту, запечатлённую в фантазии бетонных форм, напоминающих сразу об Антонио Гауди, Морице Эшере, Франческо Борромини, Симоне Родиа и Изумрудном городе страны Оз.

Эдвард Джеймс (Edward James, 1907 - 1984) происходил из очень богатой англо-американской семьи. По его словам, он являлся внебрачным сыном английского короля Эдуарда VII (и этому есть основания верить). Будучи очень талантливым недоучкой, Эдвард Джеймс, обладая неограниченными финансовыми возможностями, вёл в Англии разгульную жизнь, амикошонствовал с известными художниками, артистами и музыкантами - Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Игорем Маркевичем, Джорджем Баланчиным, которые не один раз навещали своего друга в мексиканской сельве - гостеприимном доме в Хилитле. Кстати, Сальвадор Дали почти всегда был "на мели" в то время, и сэр Эдвард финансировал загодя написание его будущих картин, фактически становясь их владельцем. Эдвард Джеймс слыл страстным любителем животных и цветов.

Любовь к орхидеям и привела его в Хилитлу, которая славилась тем, что лучшие сорта орхидей произрастали именно здесь. В Куэрнаваке он познакомился с Плутархом Гастелумом (Plutarco Gastelum), личностью, стоящей отдельного рассказа, многосторонним специалистом, в том числе и в архитектуре. Сэр Эдвард создал на окраине Хилитлы плантацию орхидей, но в 1962 году случилось непредвиденное, что вообще никогда здесь не случалось - заморозки, погубившие тысячи его питомцев. Подавленный этим событием, Эдвард Джеймс решил взять реванш, построив четырёхэтажную оранжерею из бетона. Именно здесь сюрреализм Эдварда Джеймса, родившегося в мире, заполненном дорогими вещами, и стремившегося освободиться от их магнетизма, увековечился в уникальном саде скульптур, затеренным в мексиканской глубинке среди водопадов и влажной сельвы Потасина.

Под руководством Плутарха Гастелума в двух киллометрах от Хилитлы, в самом центре сельвы, начал воздвигаться необыкновенный комплекс зданий и скульптур, похожих на сооружение пришельцев из внеземных цивилизаций. Мы проскальзываем в это чудесное место сквозь большие ворота, сделанные в форме звёзд из кованого железа. Движемся по тропе, вдоль которой стоят вертикально мозаичные змеи. Взбираемся на бетонный кактус высотой 20 футов, поднимаемся по ступеням на грибную платформу, снова вверх по винтовой лестнице, которая огибает огромный стебель и исчезает. Вокруг возвышаются огромные желобчатые колонны с птичьими гнездами. Луковицеобразные бетонные цветы желтого, красного, зеленого, синего, белого и пурпурного цвета с листьями столь большими, что по ним можно ходить. Бетонные тыквы разной формы и дельфины. Лестницы, ведущие прямо в небо и обрывающиеся в никуда.


Мысленные ловушки - излюбленная тема сюрреалистов, наглядно проскальзывает в каждой из 36 сюрреалистических структур, расположеных здесь. Лестницы из бетона, вызывающие головокружение, окутывающие колонны и ведущие в никуда, раскрывающиеся гигантские каменные цветы лилии, каменные листья марихуаны, всевидящий глаз и компас - такие характерные символы масонства, домики с потайными комнатами и лабиринтами, которые заканчиваются там, где вы входили, загадочные фигуры, разбросанные по всей территории, настенная роспись с египетскими мотивами, мелководные ручьи, которые вы видите пока идёте вдоль, но не можете найти вход в них, хотя слышите разговор купающихся там людей.




Гуляя по многочисленным тропинкам, вьющимся то вверх, то вниз, попадаешь в незаконченные структуры дворцов из бамбука или камня, которые вдруг обрываются и заканчиваются натуральной сельвой с присущим ей красочным изобилием гигантских бабочек, порхающих среди разнообразных тропических растений, каскадов горных водопадов с неглубокими бассейнами, где можно освежиться и почувствовать таинство этого каменного ослепления и сюрреалистического очарования, так облюбованных сэром Эдвардом.


У входа на территорию парка вас встречают две каменные руки - изваяние рук архитектора Плутарха Гастелума. Рядом девятифутовый купол, напоминающий ольмекскую голову и окруженный колоннами. И еще колонны, подобные бамбуку, такие тонкие, что колышутся, когда взлетает севшая на них птица. Благодаря бетону, покрытому налетом зеленой плесени, ржавеющему рифленому железу и заброшенной изгороди, прогибающейся под тяжестью упавших деревьев, Лас Позас напоминает старинный замок. Кругом растут папоротники, лианы, густые заросли деревьев. Всё это настолько переплетено со строениями, что невозможно определить, где кончаются джунгли и начинается творение человеческих рук.

Лас Позас (Las Pozas в переводе с испанского означает источники, колодец) насчитывают 9 натуральных бассейнов, заполняемых горными ручьями, берущими свое начало в красочных горах Сьерра Горда. Эдвард Джеймс преобразовал горные ручьи, заставив их обрушиваться вниз каскадами различной высоты, создав свои частные природные бассейны, которые в настоящее время открыты для всех желающих посетить таинственный парк мексиканского сюрреализма... водопады с платформами, стены с бойницами, таинственные кораблики, вдающиеся в бассейны, песчаные интимные пляжи для желающих искупаться... Сэр Эдвард оставил интеллектуальный, общественный и художественный круг Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Голливуда ради джунглей Мексики, где его сюрреализм окрасился веселым юмором с оттенком чувства превосходства, что повсеместно ощущается в Лас Позас.



Строительство, стоившее сэру Эдварду Джеймсу более 7 млн. долларов, на котором было занято около 150 человек, продолжалось 20 лет и завершилось со смертью сэра Эдварда в 1984 году. Сейчас парк и строения принадлежат местным властям так как у сэра Эдварда не было наследников. Эта маленькая Шангри-Ла вдохновляет многих людей, оказавшихся здесь. Прекрасный край, где растут дикие орхидеи, летают стаи попугаев и водопады низвергаются в кристально чистые бассейны. Совершите восхождение в горы, верховую прогулку по апельсиновой роще, рисуйте, пишите или фотографируйте окружающую вас красоту - приют более 300 видов экзотических птиц. Городок Хилитла и его окрестности предлагают всё - от базарного дня в одной из многочисленных индейских деревушек до долгих прогулок по живописным тропинкам. А в конце дня вы можете отдохнуть возле бассейна и насладиться захватывающим дух видом солнечного заката в окружающих горах Сьерра Мадре.



Milavia International
Февраль, 2008